Не совсем, быть может, соответствовало бы характеру нашего отвлеченного трактата вдаваться в подробное доказательство этого положения; поэтому скажем только, что красота каждого поколения существует и должна существовать для этого самого поколения; и нисколько не нарушает гармонии, нисколько не противно
эстетическим потребностям этого поколения, если красота его увядает вместе с ним, — у последующих будет своя, новая красота, и жаловаться тут некому и не на что.
Я, дуррак, болван, рад, что на меня обратили внимание… осталось еще это гнусное самолюбие!.. принимаю, знаешь, этакую позу и объясняю ей индифферентизм молодежи отсутствием в нашем обществе
эстетических потребностей…
Неточные совпадения
Одним словом, как и всякое здоровое чувство, как всякая истинная
потребность,
эстетическое чувство имеет больше стремления удовлетворяться, нежели требовательности в претензиях; оно по своей натуре радуется удовлетворяясь, недовольно отсутствием пищи, потому готово удовлетворяться первым сносным предметом.
Когда у человека от утомления исчезает охота смотреть на прекрасное, не может не исчезать и
потребность эстетического наслаждения этим прекрасным.
«Жизнь стремится вперед и уносит красоту действительности в своем течении», говорят [Гегель и Фишер]-правда, но вместе с жизнью стремятся вперед, т. е. изменяются в своем содержании, наши желания, и, следовательно, фантастичны сожаления о том, что прекрасное явление исчезает, — оно исчезает, исполнив свое дело, доставив ньше столько
эстетического наслаждения, сколько мог вместить ньшешний день; завтра будет новый день, с новыми
потребностями, и только новое прекрасное может удовлетворить их.
Потребность, рождающая искусство в
эстетическом смысле слова (изящные искусства), есть та же самая, которая очень ясно выказывается в портретной живописи.
Иного запроса, кроме
потребности эстетической эмоции, не является в этом царстве сценической иллюзии, за магическою чертою рампы, разгораживающей «зрителей» и «представляющих».
На поколении наших отцов можно бы было видеть (только мы тогда в это не вникали), как Пушкин воспитал во всех, кто его читал, поэтическое чувство и возбуждал
потребность в утехах изящного творчества. Русская жизнь в «Онегине», в «Капитанской дочке», в «Борисе» впервые воспринималась как предмет
эстетического любования, затрагивая самые коренные расовые и бытовые черты.
Жуирный, вивёрский склад венской культурной публики не выказывал никаких высших
потребностей ни по философским вопросам, ни по религиозным, ни по
эстетическим, ни по научным. По всем этим сферам мысли, работы и творчества значились профессора и разные специалисты. Но их надо было отыскивать. Они составляли особый мирок, который совсем почти не влиял на общее течение столичной культурности, на вкусы и увлечения большой публики.
Если же спросишь, что называется
потребностью и где пределы
потребностей? то на это также просто отвечают: наука — на то наука, чтобы распределить
потребности на физические, умственные,
эстетические, даже нравственные, и ясно определить, какие
потребности и в какой мере законны и какие и в какой мере незаконны.